Прогноз социально – экономического развития муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области на 2016 год и на период до 2018 года - Светогорское городское поселение
Вернуться к обычному виду

Прогноз социально – экономического развития муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области на 2016 год и на период до 2018 года

23.09.2015 Сектор экономического развития и муниципальных закупок.

Прогноз социально – экономического развития муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области на 2016 год и на период до 2018 года сформирован на основании анализа работы за предыдущие годы, статистических и отчетных данных предприятий и в соответствии с постановлением администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 03.07.2014 №3870 
«Об утверждении Порядка разработки прогноза и проведения комплексного анализа социально-экономического развития МО «Выборгский район». При формировании прогноза использованы сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2016-2018 годы, основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года. Показатели прогноза разработаны с учетом представленных Минэкономразвития России дефляторов по варианту 1 (базовый сценарий).

Изменение ранее утвержденных параметров прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области связано с изменением исходных условий для разработки прогноза (ранее прогноз разрабатывался с учетом индексов-дефляторов по 2-му умеренно оптимистическому варианту).

Общая оценка социально-экономической ситуации в муниципальном образовании

В 2014 году достигнуты следующие показатели социально-экономического развития МО «Светогорское городское поселение»:

Среднегодовая численность постоянного населения муниципального образования на 01 января 2015 года составила 20 191 человека, что соответствует уровню соответствующего периоду прошлого года. За 2014 год родилось 171 человек, что на 1% выше уровня 2013 года, умерло 280 человек, что на 21% выше уровня 2013 года. Демографическая ситуация характеризуется продолжающимся ростом естественной убыли населения, уровень смертности превышает уровень рождаемости в 1,6 раза.

По итогам 2014 года темп роста объема отгруженных товаров собственного производства 3% к уровню 2013 года. Лидерами по темпам роста объемов отгруженных товаров являются предприятия занимающиеся обработкой древесины, производством изделий из дерева (32%), производством пищевых продуктов, включая напитки, и табака (11%).

Объем продукции сельского хозяйства вырос на 12% к уровню соответствующего периода прошлого года, продукция производится на сельскохозяйственном предприятии, специализирующимся на производстве продукции животноводства.

За 2014 год оборот розничной торговли вырос на 8%, объем платных услуг населению – на 7%, оборот общественного питания сократился на 3,6%.

Темп роста инвестиций в основной капитал сократился на 8%. Сокращение объема инвестиций обусловлено завершением реконструкции генерирующего оборудования на Светогорской и Лесогорской ГЭС. Основная часть инвестиций приходится на обрабатывающие производства и осуществляется в основном за счет собственных средств предприятий.

Бюджет за 2014 год исполнен по доходам на 19,2% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Снижение расходов бюджета составило 4,3%. Бюджет муниципального образования является социально-ориентированным. От общих расходов бюджета МО «Светогорское городское поселение» 43% направлено на образование, социальную политику, культуру, физкультуру и спорт.

На рынке труда среднесписочная численность занятых в экономике сократилась на 5,7%. Фонд начисленной заработной платы работников вырос на 1%, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на 1 работника выросла на 2,5%.

Уровень регистрируемой безработицы сократился на 3,4% в сравнении с 2013 годом, напряженности на рынке труда не наблюдалось, т.к. на одного официально зарегистрированного безработного приходится 2 вакансии.

Образовательная сеть МО «Светогорское городское поселение» включает 10 муниципальных образовательных учреждений и 1 государственное учреждение среднего профессионального образования. Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях сократилась на 4% в сравнении с 2013 годом; численность учащихся в общеобразовательных учреждениях тоже сократилась на 1%.

В связи с отсутствием строительства объектов социальной сферы уровень обеспеченности больничными койками, учреждениями здравоохранения, образования, социального обслуживания престарелых и инвалидов, библиотеками, учреждениями культурно-досугового типа не меняется.

Объем услуг организаций транспорта увеличился на 37,6% в сравнении с 2013 годом.

В целом, в муниципальном образовании социально-экономическая ситуация остается стабильной, экономика развивается, социальная сфера удовлетворяет потребности населения.

Промышленное производство

Промышленное производство на территории МО «Светогорское городское поселение» представлено следующими отраслями:

- обрабатывающие производства (производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, производство резиновых и пластмассовых изделий),

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

Индекс промышленного производства в муниципальном образовании в 2014 году составил 103,0% к уровню 2013года, в том числе по видам деятельности:

- обрабатывающие производства – 103,8%,

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 107,0%.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий по разделу обрабатывающие производства за 2014 год составил 25 763 885,0 тыс.рублей, темп роста в фактических ценах составил 103,8%, по разделу производство и распределение электроэнергии, газа и воды за 2014 год составил 8 205 236,0 тыс.рублей, темп роста в фактических ценах составил 107,0%.

Объем отгруженных товаров собственного производства – раздел ДА – представлен предприятием характеризующимся производством молочной продукции. В оценке 2015 года ожидается рост выпуска продукции на уровне 1%. Ведущим предприятием является: 
ООО «СХП Лосево».

В 2014 году объем производства продукции сельского хозяйства составил 263 223,0 тыс. рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года – 108,0%, по оценке в 2015 году он достигнет 101,0% и составит 286 560,0 тыс.рублей. В прогнозируемом периоде тенденция прироста объемов производства продукции сельского хозяйства сохранится на уровне 1%.

Основная часть продукции сельского хозяйства по-прежнему будет производиться сельскохозяйственным предприятием ООО «СХП Лосево».

Объемы производства продукции животноводства в натуральном выражении в 2016 году и плановом периоде до 2018 года планируются следующим образом: производство мяса (включая субпродукты I категории) останется на уровне 2015 года и составит 150 тонн в год, производство молока и цельномолочной продукции (в перерасчете на молоко) в 2015 году увеличится на 103,3% и достигнет показателя 6 300 тонн в год с последующим сохранением показателя 6 600 тонн в год.

Учитывая чувствительность аграрной сферы к кризисным явлениям в финансовой системе и уровню бюджетной поддержи, для облегчения адаптации отрасли к изменившимся макроэкономическим условиям реализуются меры региональной и районной программ, направленные на ускорение процессов по импортозамещению и повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий, положительно повлияют на уровень доходов сельхозпроизводителей и качество производимой сельхозпродукции. В результате доля производимой продукции сельского хозяйства в общем объеме потребления продуктов питания будет увеличиваться.

Однако удорожание кредитных ресурсов в результате действия банковских санкций и обесценивание рубля с конца 2014 года в ближайшей перспективе будут сказываться на увеличении затрат при приобретении импортных сырья и материалов для ведения производственной деятельности. Это в свою очередь приведет к снижению объема производства до 99% к 2018 году.

Значительным риском для развития сельскохозяйственных производств является сложность удержания позиций на рынке в случае отмены эмбарго.

По разделу ДД – Обработка древесины и производство изделий из дерева отражены данные ЗАО «Примус». Объем отгруженной продукции в 2014 году составил 387 718,0 тыс. рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года – 132,0%. В 2015 году снижение объема отгруженных товаров составит 3,7%. Снижение объемов вызвано такими факторами, как: сдержанная динамика доходов населения, инвестиций в основной капитал в секторах-потребителях, переориентация основных зарубежных потребителей на использование вторичного сырья, снижение ставок вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину в соответствии с обязательствами Российской Федерации, принятыми при вступлении в ВТО.

В прогнозируемом периоде рост доходов населения, развитие жилищного строительства, а также рост объема строительных работ в определенной степени повлияет на развитие предприятий лесопромышленного комплекса. В среднесрочной перспективе планируется тенденция умеренного роста объемов в производства.

Объем отгруженных товаров собственного производства – раздел ДЕ – представлен предприятиями характеризующимися производством бумаги, бумажной продукции и изделий из древесины. В 2014 году объем производства продукции составил 24 176 983,0 тыс. рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года – 103,9%, по оценке в 2015 году он достигнет 121,8% и составит 39 584 620,0 тыс.рублей.

Ведущими предприятиями являются: ЗАО «Интернешнл Пейпер», ООО «Эс Си Эй Хайджин Продактс Раша», ЗАО «Флексобум».

В настоящее время в соответствии с прогнозными показателями анализируемых предприятий значительных спадов производства продукции не планируется. По прогнозным данным прирост к 2018 году достигнет прироста на 43,0% к уровню 2014 года.

В натуральном выражении объемы производства бумаги достигнут показателя 471 000 тонн, в 2016 году прирост составит 3,3%, в периоде до 2018 года значительного роста производства бумаги не отмечено.

Девальвация рубля, которая привела к существенному увеличению стоимости закупаемого импортного оборудования и сырья, повлияет на производство химико-термомеханической массы. Согласно прогнозу финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Интернешнл Пейпер» в среднесрочной перспективе предполагается ежегодное падение объемов производства ХТММ на 1% к уровню 2015 года.

По разделу ДН – Производство резиновых и пластмассовых изделий отражены данные ООО «НТЛ Упаковка». Объем отгруженной продукции в 2014 году составил 1 043 234,0 тыс. рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года – 97,8%. В 2015 году и в прогнозном периоде выпуск изделий предприятием ожидается на уровне прошлого года.

Объемы производства полиэтилена в натуральном выражении в 2015 году и плановом периоде до 2018 года планируются следующим образом: в 2015 году прирост составит 34% с последующим сохранением показателя.

На предприятиях по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и воды (ведущее предприятие Каскад-1 филиала "Невский" ОАО "ТГК-1") объем отгрузки товаров собственного производства увеличился на 107,0%. Снижение объема отгруженной продукции до 2018 года, а также снижение производства и полезного отпуска электроэнергии конечным потребителям обусловлено естественным спадом электропотребления в связи с внедрением энергосберегающих технологий, применяемых потребителями для снижения затрат на оплату потребляемой электроэнергии. В среднем снижение ожидается на 5,8%.

Инвестиции

Прогноз социально-экономического развития МО «Светогорское городское поселение» на 2016 год и на период до 2018 года по разделу «Инвестиции» рассчитан исходя из данных статистического учета, темпов динамики инвестиций, складывающихся в инвестиционной сфере, оценки наличия финансовых ресурсов и т.д.

Объем инвестиций за 2014 год по полному кругу предприятий согласно данных статистического учета составил 1 809 450,0 тыс.рублей, что составляет 92,0% в сопоставимых ценах соответствующего периода.

По источникам финансирования инвестиции в основной капитал будут формироваться за счет собственных средств предприятий, из них основу составят амортизационные отчисления.

В прогнозном периоде, исходя из адресных инвестиционных программ предприятий, планируемых к реализации в 2016 – 2018 годах, начиная с 2016 года планируется колебания объема инвестиций в основной капитал.

Значительные вложения будут связаны со строительством полигона ЗАО «Интернешнл Пейпер», выполнением работ по модернизации привода на БДМ-1, модернизации рафинеров БДМ 1, модернизацией железнодорожных путей, с работами по установке турбовентиляторов на БДМ-1, реконструкции шлифовального станка на БДМ-4, установке механизма для разделки длинномерной древесины, установке теплообменников черного щелока САЦ-1, модернизации общеобменной вентиляции ВОЦ САЦ-2, модернизации размораживающего конвейера, модернизации уплотнений парового пути турбоагрегатов ТЭЦ, закупкой и установкой вала пресс-фильтра.

В плановом периоде предполагается постепенное завершение инвестиционных программ и снижение объема ввода в действие новых основных фондов.

Строительство

Объем подрядных работ, произведенных строительными организациями и предприятиями в 2014 году составили 1 160 700,0 тыс.рублей, в 2015 году по предварительным данным – 1 264 000,0 тыс.рублей или 106,3% в сопоставимых ценах к 2014 году. В прогнозном периоде до 2018 года ожидается рост объема подрядных работ до 1 362 000,0 тыс.рублей (117% к уровню 2014 года).

Строительство жилья на протяжении многих лет осуществляется в основном индивидуальными застройщиками. В 2014 году введено в эксплуатацию 0,2 тыс. кв.м общей площади жилья.

В рамках реализация мероприятий муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области» и реализация мероприятий Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах» в муниципальном образовании начато строительство трех-этажного жилого дома. Дата окончания исполнения контракта 30.11.2016.

В соответствии с условиями контракта под расселение из аварийного жилья предусматривается 31 квартира. Учитывая этот фактор, планируется увеличение показателя количества общей площади жилых помещений в расчете на одного жителя муниципального образования до 20,8.

Потребительский рынок

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов, который должны решать органы местного самоуправления муниципального образования, является создание условий для обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

По состоянию на 01 января 2015 года на территории МО «Светогорское городское поселение» действуют 106 предприятий розничной торговли и 18 предприятий общественного питания (кафе, закусочные) и 39 предприятия, оказывающих бытовое обслуживание населению (ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт бытовых приборов, ремонт и строительство жилья и др. построек, ремонт и ТО автотранспортных средств, услуги фото лаборатории, парикмахерские услуги, ритуальные услуги, прочие услуги бытового характера).

Потребительский рынок – основная сфера деятельности малого предпринимательства. Ситуация на потребительском рынке характеризуется ростом оборота розничной торговли. Состояние розничной торговли в 2014 году характеризовалось стабильным ростом по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Динамика роста оборота розничной торговли за 2014 год составила 108,0% к уровню 2013 года. В среднем оборот розничной торговли на душу населения за 2014 год превысил уровень прошлого года и составил 9 010,0 рублей.

В 2014 году сложилась тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в нестационарной торговой сети.

Розничные рынки в муниципальном образовании отсутствуют.

Общественное питание предоставлено 18 предприятиями, в том числе открытая сеть - 28 предприятий, из них 4 закусочные, 18 кафе и 6 школьных столовых. Оборот общественного питания в 2014 году составил 28 784,0 тыс.рублей, что составило 96,4% к уровню прошлого года. В среднем оборот общественного питания на душу населения за 2014 год составил 1 426,0 рублей.

В прогнозном периоде планируется прирост оборотов розничной торговли и общественного питания на 33,0% к уровню 2014 года.

Сфера платных услуг развивается под воздействием потребительского спроса. Состояние рынка платных услуг характеризуется развитием положительных тенденций. Наблюдается рост объемов реализации платных услуг населению. Общий объем платных услуг, оказанных населению за 2014 год составил 489 436,0 тыс.рублей (рост к аналогичному периоду 2013 года – 7%). Индивидуальное предпринимательство занимает стабильную нишу в сфере оказания услуг, обеспечивая при этом население дополнительными рабочими местами. В прогнозном периоде до 2018 года планируется рост объема платных услуг населению 36,0% к уровню 2014 года. На увеличение объема платных услуг населению в большей мере влияет повышение цен и тарифов. Наибольший удельный вес в общей структуре платных услуг приходится на долю жилищно-коммунальных, бытовых услуг и услуг связи.

Уровень жизни населения

При расчете фонда заработной платы за 2014 год использовались данные статистического учета. Фонд заработной платы за 2014 год составил 2 246,6 млн.рублей, среднемесячная начисленная заработная плата работников составила 35 032,0 рубля. Темп роста среднемесячной заработной платы к 2013 году составил 102,5%.

По-прежнему актуальной остается проблема высокой дифференциации заработной платы по видам экономической деятельности. Наиболее высокооплачиваемыми являются работники обрабатывающих производств, средняя месячная заработная плата которых составляет – 44 430 рублей, работники в сфере «строительство», средняя месячная заработная плата которых составляет – 38 352 рубля.

Оценка фонда заработной платы на 2014 год производилась с учетом численности работников организаций, тенденций экономического развития предприятий и учреждений муниципального образования в условиях экономической ситуации.

По предварительной оценке, средняя номинальная начисленная заработная плата на 1 работника в 2015 году составит 40 250 рублей или 115% к уровню 2014 года.

В прогнозном периоде сохранится тенденция роста денежных доходов населения, так в 2018 году средняя номинальная начисленная заработная плата на 1 работника вырастет на 153% к уровню 2014 года и составит 53 425,0 рублей.

Рост заработной платы населения будет обусловлен внедрением трудосберегающих производственных технологий, а также более высоким уровнем заработной платы на предприятиях, размещающих свои производственные мощности на территории 
МО «Светогорское городское поселение» в результате реализации инвестиционных проектов.

Труд и занятость

На рынке труда крупных, средних и малых предприятий и организаций в 2014 году под влиянием процессов, происходящих в экономике и в связи с влиянием финансового кризиса, наблюдалось сокращение среднесписочной численности работников относительно предыдущего года.

Распространение получили компромиссные способы оптимизации численности персонала с целью снижения издержек производства вместо крайней меры – сокращение работников. В зависимости от складывающейся на предприятиях и в организациях экономической ситуации использовались такие формы трудовых взаимоотношений, как работа в режиме неполного рабочего времени по инициативе работодателя и по соглашению между работодателем и работником.

В 2014 году среднесписочная численность в крупных, средних и малых организациях в муниципальном образовании составила 6 620 человек, что на 370 чел. меньше по сравнению с 2013 годом. В прогнозируемом периоде численность занятого населения будет незначительно увеличиваться.

В 2015 году и на плановый период 2016-2018 годов, распределение занятых по видам экономической деятельности произойдет следующим образом:

- в сельском, жилищно-коммунальном хозяйстве, организациях, предоставляющих прочие коммунальные, социальные и персональные услуги предполагается, что численность работников практически не изменится.

- в остальных отраслях экономики численность занятых работников незначительно увеличится.

Таким образом, можно отметить, что ситуация на рынке труда МО «Светогорское городское поселение» продолжает оставаться стабильной. Уровень зарегистрированной безработицы в 2014 году составил 0,29% от экономически активного населения. По оценке, уровень зарегистрированной безработицы к концу 2015 года составит 0,3%, а к 2018 году достигнет показателя 0,28%.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в Выборгском центре занятости, в 2014 году составила 32 человека, в 2015 году - 33 человека. В плановом периоде численность сохранится на уровне 2016 года и составит 31 человек.

Банк вакансий, заявленных предприятиями в центр занятости в 2014 году, составил 57 мест. По прогнозным показателям планируется увеличение количества вакансий к концу 2015 года до 60 мест, к 2018 прирост составит 123% или количество вакансий вырастет до 70 мест. В основном предприятия и организации испытывают дефицит в рабочих кадрах.

Поддержанию стабильной ситуации на рынке труда и развитию тенденции дальнейшего снижения безработицы будут способствовать такие меры как обучение безработных, трудоустройство на постоянные, общественные, временные работы, проведение ярмарок вакансий, информирование населения и работодателей.

Демография

Численность населения МО «Светогорское городское поселение» по состоянию на 01.01.2015 года составляет – 20 191 человек. С начала года численность населения муниципального образования сократилась на 41 человек, или на 0,2%.

По данным Выборгского РОГС по состоянию на 01 января 2015 года на территории 
МО «Светогорское городское поселение» родилось 171 и умерло 280 человек. По сравнению с тем же периодом 2013 года число родившихся не изменилось, выросло число умерших на 21,0%.

Миграционный прирост населения составил 68 человек. За отчетный период прибыло 489 человек и выбыло 421 человек. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года миграционный прирост населения вырос на 24%.

Демографическая ситуация в 2014 году характеризуется продолжающимся ростом уровня естественной убыли населения, так уровень смертности превышает рождаемость в 1,6 раза.

Структурные изменения населения, обусловленные сокращением числа женщин репродуктивного возраста, а также тенденция откладывания рождения первого ребенка на более поздний период будут сдерживать рост коэффициента рождаемости (числа родившихся), который к 2018 году достигнет показателя 8,7 промилле.

Мероприятия, направленные на сокращение уровня смертности, будут способствовать снижению коэффициента смертности (числа умерших) до 13,0 промилле.

В результате активных мер государственной миграционной политики, направленных на повышение миграционной привлекательности Российской Федерации, в прогнозный период планируется удержать коэффициент миграционного прироста населения на уровне 2015 года - 3,2 промилле.

Указанные меры позволят сохранить численность постоянного населения в муниципальном образовании на уровне 2014 года и не допустить значительного сокращения численности.

Бюджет муниципального образования

Раздел прогноза «Финансы» основывается на анализе данных отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области за 2014 год, уточненных плановых показателей на 2015 год.

Бюджет МО «Светогорское городское поселение» за 2014 год исполнен по доходам в сумме 155 064,2 тыс. рублей, что на 19,0% выше уровня доходов за 2013 год.

Анализ финансовых показателей отражает, что в структуре доходной части местного бюджета доля налоговых доходов 2014 год составила 36% от общей суммы доходов бюджета, неналоговых доходов – 24%, безвозмездных поступлений – 40%.

Основной объем поступлений в структуре налоговых доходов приходится на поступления налога на доходы физических лиц – 59% от общего объема налоговых доходов, транспортного налога – 22%, земельного налога – 11% и налога на имущество физических лиц – 2%, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ – 6%.

Основной объем поступлений в структуре неналоговых доходов приходится на доходы от использования имущества – 81% от общего объема неналоговых доходов, доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 18,4%, прочие неналоговые доходы – 0,23%, денежные взыскания (штрафы) за несоблюдение муниципальных правовых актов – 0,3%.

Согласно прогнозным данным, к 2018 году структура доходной части бюджета не изменится.

Расходы местного бюджета за 2014 год сократились на 4% и составили 186 142,2 тыс. рублей.

Бюджет МО «Светогорское городское поселение» был и остается социально-ориентированным. По прогнозным данным, его социальная направленность сохранится до 2018 года.

От общих расходов бюджета МО «Светогорское городское поселение» 43% направлено на образование, социальную политику, культуру, физкультуру и спорт. 
В абсолютной сумме это составляет – 79 523,2 тыс. рублей.

Бюджетная политика МО «Светогорское городское поселение» в 2014 году была направлена на обеспечение экономической стабильности в муниципальном образовании, на национальную экономику и жилищно-коммунальный комплекс.

Перечень основных проблемных вопросов развития муниципального образования, сдерживающих его социально-экономическое развитие

По-прежнему, серьезной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие муниципального образования, остается отсутствие строительства социального жилья, что влечет за собой высокие цены на вторичном рынке жилья, косвенно влияет на отток молодежи в крупные города, снижение уровня рождаемости.

По-прежнему актуальной остается проблема высокой дифференциации заработной платы по видам экономической деятельности. Финансово не привлекательные предприятия и организации испытывают кадровый голод.

Среди экономических проблем также можно выделить медленные темпы внедрения в производство инноваций; положительная динамика развития предприятий сельского хозяйства возможна при субсидировании из бюджета.

Наряду с указанными проблемами, можно выделить такую, как несовершенная материально-техническая база учреждений социальной сферы, недостаточные объемы финансирования социальной сферы.  


Возврат к списку