А виноват ли покупатель? - Светогорское городское поселение
Вернуться к обычному виду

А виноват ли покупатель?

06.04.2012 Сектор экономического развития и муниципальных закупок.

А виноват ли покупатель?



 

Недавно я стала свидетелем и невольным участником следующей ситуации. В одном из магазинов самообслуживания, проходя мимо полок с товаром, мужчина, случайно задел стеклянную банку с солениями, и товар упал на бетонный пол. Естественно, банка разбилась. Прибежала возмущенная девушка, сотрудница магазина, стала кричать на «нерадивого покупателя», тот растерялся настолько, что молча стоял и слушал «самую корректную продавщицу» Светогорска. На мою реплику, что банки стояли в три яруса и вины покупателя в происшедшем нет, девица нахально заявила: «Я что за каждую разбитую банку должна сама платить». Я была готова «ринуться в бой», но мужчина остановил меня: «Да не связывайтесь вы с ней, заплачу я за товар». Продавец достала из лужи рассола осколок со штрихкодом, вручила его обескураженному и неизвестно за что  пристыженному мужчине и с непроницаемым лицом удалилась…

     Я думаю, многие покупатели были свидетелями или сами попадали в подобную ситуацию. Так всегда ли правы продавцы, требуя оплату за испорченный товар. С этим вопросом я обратилась к начальнику финансово-экономического отдела администрации Светогорского городского поселения, специалисту в вопросах защиты прав потребителя Ирине Русиной.

 

- Ирина Владимировна, что такое Гражданский кодекс РФ и Закон о защите прав потребителя вы знаете не понаслышке, поэтому первый и, наверное, самый главный вопрос: должен ли покупатель платить за разбитую бутылку?

 

- Ответ на этот вопрос не может быть однозначным и зависит от конкретной ситуации. В первую очередь, надо обратить внимание, как расставлен товар, широкие ли между стеллажами и полками проходы.

В случае если бутылка разбита умышленно или по халатности покупателя (например, с ней играл ребенок), то платить обязательно придется. Если речь идет о ситуации, когда покупатель случайно повредил товар, то согласно статье 211 Гражданского кодекса, он не должен брать на себя финансовые обязательства. Риск случайной гибели или повреждения имущества несет на себе собственник. Таким образом, если вы еще не «пробили» товар на кассе, то это зона ответственности исключительно магазина.

 

- Но, как правило, под давлением сотрудников магазина покупатели предпочитают не ввязываться в проблему и заплатить за разбитую банку или бутылку.

 

- Вас никто не вправе заставить это сделать. Решение накладывают только судебные органы. Если вы уверены в том, что бутылка разбилась не по вашей вине, то отказывайтесь платить. Если вас пытаются задержать в магазине – вызывайте полицию. После того, как официальные органы зафиксируют происшедшее, у вас на руках будет документ, подтверждающий неправомерность действий сотрудников торговой точки.

Нередко персонал магазина делает вид, что статьи Гражданского кодекса им незнакомы. И прибегают к различным уловкам: вызывают администратора торгового зала, директора. Делают они это громко, чтобы привлечь внимание других покупателей. Не видитесь на провокацию. Дождитесь сотрудников правоохранительных органов, и пусть представитель магазина в вашем присутствии составит акт о порче имущества, в котором вы обязательно изложите свое видение сложившейся ситуации. Один экземпляр акта обязательно возьмите с собой – он пригодится, если дело дойдет до суда. Свидетели в этом деле не помешают. Их должно быть как минимум два.

Как показывает практика, ни один представитель администрации не захочет подвергать магазин дополнительным проверкам.


-
Какие документы потребуются от пострадавшего для составления акта?

 

- Паспортные данные. Но запомните: ТРЕБОВАТЬ ДОКУМЕНТЫ МОГУТ ТОЛЬКО СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ, а не продавцы или охранники.

 

- Имеет ли право охранник проверить личные вещи покупателя?

 

- Осуществить досмотр может ТОЛЬКО сотрудник полиции в присутствии понятых. Охрана не имеет права осуществлять досмотр. Сотрудник охраны может  при необходимости только вежливо попросить показать содержимое вашей сумки или карманов. В этой ситуации покупателю главное не потерять самообладание. Будьте спокойны и вежливы!          

 

 - Итак, Ирина Владимировна, давайте подведем итог нашей беседы. Вина лежит на покупателе:

- если он взял товар в руки и по неосторожности выронил его и разбил;
- если к порче товара привело его неуместное поведение в торговом зале (бег, драка, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.);
- если он намеренно разбил тот или иной товар , к примеру, чтобы привлечь к себе внимание.

 

- Да, В этих случаях вы причинили магазину ущерб по своей вине и обязаны его возместить в полном объеме. После оплаты этот товар становится вашей собственностью.

 

- Вина лежит на магазине:
- если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, горками из товара;
- если товар расположен на стеллаже неустойчиво и, взяв одну банку, вы разрушили всю «конструкцию». В залах самообслуживания товары должны быть расположены таким образом, чтобы покупателям было удобно изучать весь ассортимент и выбирать нужный товар;

-  если в магазине мокрый пол, и вы испортили товар, поскользнувшись;
- если товар разбился, упав с ленты на кассе.

 

- Совершенно верно.

            В свою очередь хочу отметить, что за первый квартал 2012 года за консультацией по вопросам, касающимся защиты прав потребителей, к нам в отдел обратилось шесть жителей Светогорска. Безусловно, всем оказана консультационная помощь. Обращения были разные, но преимущественно касались качества товаров – транспортных средств, сотовых телефонов, кожгалантереи.

            Правда, в сравнении с предыдущими годами от граждан Светогорского городского поселения стало поступать меньше жалоб на качество продовольственных товаров. Это говорит о том, что и потребители более тщательно отслеживают, в первую очередь, срок годности товара, да и предприниматели, собственники товара, стали более ответственно подходить к этому вопросу и вопросу качества предоставляемой продукции.       

 

 

Материал подготовила Юлия Митрофанова

 

 


Возврат к списку